; value="main.swf"; Наш девиз: "Все творчески, иначе зачем?"
24 июня 2018 20:55:48
Навигация
· Главная
· Попечительский совет школы
· Одно окно
· Наша школа
· Обучающимся
· Законным представителям обучающихся
· НОУ "Астро"
· Энергосбережение
· Наши выпускники
· Печатные издания
· Социально-педагогическая работа
· Информационно-библиотечный центр
· Форум
· Электронные обращения
· Ресурсный центр по методической работе
· Азбука безопасности
· Итоги года
· Акция "Читать не вредно!"
· Школьное телевидение "Большая перемена"
· Ресурсный центр по информатизации
· Виртуальный методический кабинет
· Деятельность общественных организаций
· Единый день информирования
· Шестой школьный день
· Спортивно-оздоровительная работа
· Школа вчера и сегодня
· Фотомгновения школьной жизни
· Выпускнику
· Школа - территория здоровья
· О нас пишут
· Воспитательная и идеологическая работа
· Инновационная деятельность
· Инновационный опыт
· Лето - время открытий
· Образцовый ансамбль танца "Радунские соловейки"
· Реализация проекта "Этот век из вдохновенья, этот век из серебра"
· Антикоррупционное законодательство Республики Беларусь
Ресурсы наших преподавателей

Баннеры

; value="nachsh.swf";
----------------------------------------------------------
Рекомендации педагогам

Учёт возрастных особенностей учащихся при организации учебно-воспитательного процесса


Младший школьный возраст  (6-10 лет)
Ведущая деятельность – учение. Обучение в школе и учение при этом могут не совпадать.  Чтобы учение стало ведущей деятельностью,  оно должно быть организовано особым образом. Оно должно быть сродни игре:  ведь ребенок играет потому, что ему хочется, это деятельность ради нее самой, просто так. Продукт учебной деятельности – сам человек.
Новообразования
Основные новообразования школьника:
личностная рефлексия;
интеллектуальная рефлексия.
Личностная рефлексия
В школьном возрасте число факторов, влияющих   на самооценку, заметно расширяется.
У детей  в  возрасте  от 9 до 12 лет продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка.  Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной  связи с теми из окружающих,  чьим мнением они дорожат.  Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители  относятся  к ним с заинтересованностью,  теплотой и любовью. 
Однако к 11-12 годам у ребенка  складывается  новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка теперь выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному Я.
Младший школьный  возраст – завершение развития самосознания.
Рефлексия интеллектуальная
Имеется в виду рефлексия  в плане мышления. Ребенок начинает думать об  основаниях того,  почему он думает так,  а не иначе.  Возникает механизм коррекции своего мышления со стороны  логики,  теоретического знания.  Следовательно, ребенок становится способен подчинить намерение интеллектуальной цели,  способен удержать его в течение длительного времени.
В школьные годы способность хранить и извлекать  информацию  из памяти совершенствуется, развивается метапамять.  Дети не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают.  В  проведенных  исследованиях  по запоминанию списка предметов дошкольники не справились с заданием,  а  школьники вспомнили все предметы.  Они целенаправленно повторяли, организовывали в памяти,  совершенствовали информацию  для  того,  чтобы лучше запомнить, и потом могли рассказать, к каким техникам они прибегали, чтобы помочь своей памяти.
Умственное развитие
7 – 11 лет – третий период умственного развития по Пиаже  -  период конкретных мыслительных операций.  Мышление  ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов.
Эгоцентризм, присущий мышлению  дошкольника,  постепенно убывает,  чему  способствуют совместные игры,  но не исчезает полностью. Конкретно мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя результат.  Вследствие этого дети,  однажды сформулировав какую-нибудь гипотезу,  скорее отвергнут новые факты, чем изменят свою точку зрения.
На смену децентрации приходит способность сосредоточиться  на нескольких признаках сразу,  соотносить их,  учитывать одновременно несколько измерений состояния объекта или  события.
У ребенка развивается также способность мысленно прослеживать изменения объекта. Возникает обратимое мышление.
Отношения со взрослыми
На поведение и  развитие  детей влияет  стиль руководства со стороны взрослых:  авторитарный,  демократический или попустительский (анархический).  Дети лучше чувствуют  себя  и успешнее развиваются в условиях демократического руководства.
Отношения со  сверстниками 
Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола.  Усиливается конформизм,  достигая своего пика к 12 годам. Популярные дети обычно хорошо  адаптируются,  чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.
Игра
По-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества,  приобретают  личностный  смысл  такие понятия,  как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство.
Игра принимает социальную окраску:  дети выдумывают тайные общества,  клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Роли и правила детского общества позволяют осваивать правила, принятые в обществе взрослых. Игры с друзьями в возрасте с 6 до 11 лет занимают больше всего времени.
Эмоциональное развитие
С момента,  когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома.
Страхи ребенка  отражают  восприятие  окружающего  мира, рамки которого теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, уколы,  природные явления,  отношения между сверстниками. Страх может принимать форму тревоги или беспокойства.
Время от  времени  у детей школьного возраста появляется нежелание идти в школу. Симптомы (головная боль, колики в желудке, рвота, головокружение) широко известны. Это не симуляция, и в таких случаях важно как можно быстрее выяснить  причину. Это может быть страх перед неудачей,  боязнь критики со стороны учителей,  боязнь  быть  отвергнутым  родителями  или сверстниками. В таких случаях помогает дружески-настойчивая  заинтересованность родителей в посещении ребенком школы.

Кризис 13 лет
Это кризис социального развития,  напоминающий кризис 3 лет ("Я сам"),  только теперь это "Я сам" в социальном смысле.
В литературе  описан как "возраст второй перерезки пуповины,  "негативная фаза полового созревания". Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности.  Человеческое Я  и мир разделены более, чем в иные периоды.
Кризис относится к числу острых.
Симптомы кризиса
Наблюдается  снижение  продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области,  в  которой  ребенок одарен.  Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например,  сочинение).  Дети способны выполнять так  же,  как и прежде, только механические задания.
Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок,  умозаключение).  То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития.  По Пиаже, это 4 период умственного  развития.  Это не количественная характеристика интеллекта,  а качественная, которая влечет за собой новый способ поведения,  новый  механизм  мышления.  На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании  доказательств.  Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.
Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других  лиц.  С  развитием  мышления наступает интенсивное самовосприятие,  самонаблюдение, познание мира собственных переживаний.  Разделяется мир внутренних переживаний  и объективная действительность.  В этом возрасте многие подростки ведут дневники.
Новое мышление  оказывает влияние и на язык,  речь.  Эту стадию можно сравнить только с ранним детством,  когда развитие мышления продвигается вслед за развитием речи.
Мышление в подростковом возрасте не одна  из  функций  вряду  других,  а ключ для всех остальных функций и процессов.  Под влиянием мышления закладываются основы личности  и  мировоззрения подростка.
Мышление в понятиях перестраивает и низшие, ранние функции: восприятие, память, внимание, практическое мышление (или действенный интеллект).  Кроме того, абстрактное мышление является предпосылкой (но не гарантией) того,  что человек достигнет высшей стадии нравственного развития.
Второй симптом кризиса – негативизм.  Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет.  Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен,  склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.
У мальчиков  негативизм  проявляется ярче и чаще,  чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет.
Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер.  Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения.
Негативизм ярко выражен во всех областях  жизни  подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи,  недоступен уговорам  старших,  возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.
Ребенок – потенциальный негативист.  Это  проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.

Подростковый возраст (11-12 – 15 лет)
Подростковый период  выделяется  не во всех обществах,  а лишь с высоким уровнем цивилизации. Индустриальное развитие приводит к тому, что требуется все более продолжительное время для общественного и профессионального обучения  детей  и  соответственно расширения рамок подросткового возраста.
В литературе описан под разными  названиями:  подростковый,  переходный, пубертальный, пубертатный, отрочество, подростничество,  негативная фаза возраста полового  созревания,  возраст  второй перерезки пуповины.  Разные названия отражают разные стороны происходящих в жизни подростка перемен.
Половое созревание
Наступление подросткового возраста со всей  очевидностью проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных сексуальных признаков. У девочек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3-4  года),  чем  у мальчиков (4-5 лет). Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний  и  сексуальной  энергии,  особенно у мальчиков.
С фазами биологического созревания у подростков совпадают фазы развития интересов. С одной стороны, теряется интерес к вещам, которые его интересовали раньше (презрительное отношение  к детским забавам,  "россказням" и т.д.).  При этом не утрачиваются ни навыки, ни сложившиеся механизмы поведения.  С другой стороны,  возникают новые интересы: новые книги, в основном, эротического характера, острый сексуальный интерес.
Во время смены интересов есть момент, когда кажется, что у подростка вообще отсутствует какой бы то ни  было  интерес.  Эта разрушительная,  опустошительная фаза расставания с детством и дала повод Л.Толстому назвать период  "пустыней  отрочества".
Позже, в начале новой фазы,  у ребенка  появляется  множество новых интересов. Из них путем дифференциации выбирается ядро интересов.  Причем вначале это происходит под  знаком романтических стремлений,  под конец – реалистический и практический выбор одного устойчивого интереса,  связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком.
Ведущая деятельность
Ведущая деятельность  –  интимно-личностное  общение  со сверстниками.  Эта деятельность является своеобразной  формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей,  формой освоения этих  отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми,  происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.
Основные новообразования
Формирование  "Мы"-концепции
Иногда  оно  принимает очень жесткий характер:  "мы – свои,  они – чужие".  Поделены территории, сферы жизненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы еще только  предстоит  освоить  как  отношения близости,  увидеть в другом человеке такого же, как сам. Это,  скорее, поклонение общему идолу.
Формирование референтных групп
В подростковом возрасте  среди  детей начинают выделяться группы.  Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает  тенденция  к  объединению подобных групп в более крупные компании или сборища,  члены которых что-то делают сообща. С течением  времени  группы  становятся смешанными.  Еще позже происходит разделение на  пары,  так  что  компания  состоит только из связанных между собою пар.
Ценности и  мнения  референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию  взрослому  обществу.  Многие исследователи говорят о субкультуре детского общества,  носителями которой и являются референтные группы. Взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными. Ценности детского общества плохо согласованы с ценностями взрослого.
Типичная черта подростковой группы – чрезвычайно высокая конформность.  К мнению группы и ее лидера относятся некритически.  Диффузное  "я" нуждается в сильном "мы",  инакомыслие исключено.
Чувство взрослости
Объективной взрослости у подростка еще нет.  Субъективно она проявляется в  развитии  чувства взрослости и тенденции к взрослости:
Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности,  независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10-12 лет дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей.  Однако  разочарование неизбежно,  так как ценности их различны.  Но взрослые снисходительны к ценностям друг друга,  а ребенок – максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем.  Однако в самом главном дети все же наследуют ценности родителей.  "Сферы  влияния"  родителей и сверстников разграничены.  Обычно от родителей передается  отношение  к  фундаментальным аспектам  социальной жизни.  Со сверстниками же советуются по части "сиюминутных" вопросов.
Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию,  причем часто становится равнодушным к отметкам.  Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе:  возможности  высокие,  а  успехи низкие.
Взрослость проявляется в романтических отношениях  со сверстниками другого пола.  Здесь имеет место не столько факт симпатии,  сколько форма  отношений,  усвоенная  от  взрослых  (свидания, развлечения).
Внешний облик и манера одеваться.
Эмоциональное развитие подростка
Подростковый возраст считается периодом бурных  внутренних  переживаний  и эмоциональных трудностей.  По результатам опроса,  проведенного среди подростков, половина 14-летних временами чувствуют себя настолько несчастными,  что плачут и хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на них,  говорят о них,  смеются над ними. Каждому 12-му в голову приходили идеи самоубийства.
Типичные школьные фобии,  которые исчезли в 10-13  лет, теперь снова появляются в слегка измененной форме. Преобладают социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают  большое  значение недостаткам своей внешности и поведения,  что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми.  Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько,  что он отказывается от большинства форм групповой активности.  Появляются  страхи  открытых  и  закрытых пространств.
Воображение и творчество подростка
Игра ребенка перерастает в фантазию подростка.  По сравнению  с фантазией ребенка она более творческая.  У подростка фантазия связана с новыми потребностями – с созданием  любовного идеала. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов, причем стихи пишут в это время даже люди без всякой  крупицы  поэзии.  "Фантазирует  отнюдь не счастливый,  а только неудовлетворенный". Фантазия становится на службу эмоциональной жизни, является субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение.  Фантазия обращена в  интимную  сферу,  которая скрывается от людей. Ребенок не скрывает своей игры подросток прячет фантазии как  сокровенную  тайну  и  охотнее признается в проступке, чем обнаружит свои фантазии.
Есть еще второе русло – объективное творчество  (научные изобретения, технические конструкции). Оба русла соединяются,  когда подросток впервые нащупывает  свой  жизненный  план.  В фантазии он предвосхищает свое будущее.
Базальная потребность возраста – понимание.  Чтобы ребенок был открыт для понимания,  должны быть удовлетворены предыдущие потребности.
Типы воспитания
Описаны несколько типов отношений родителей  и  подростков:
Эмоциональное отвержение.  Обычно оно скрыто, так как родители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство.  Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и контроля,  безошибочно угадывается ребенком.
Эмоциональное потворство.  Ребенок – центр всей жизни взрослых, воспитание идет по типу "кумира семьи". Любовь тревожна и мнительна, ребенка демонстративно ограждают от "обидчиков".  Поскольку исключительность такого ребенка признается только  домашними,  у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
Авторитарный контроль. Воспитание – главное дело жизни родителей.  Но главная воспитательная линия проявляется  в запретах и в манипулировании ребенком. Результат парадоксален:  воспитательного эффекта нет, даже если ребенок подчиняется: он не может сам принимать решения. Такой тип воспитания влечет за собой одно из двух:  либо  социально неприемлемые формы поведения ребенка, либо низкую самооценку.
Потворствующее  невмешательство.  Взрослые,  принимая решение,  чаще руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями. Их девиз: поменьше хлопот. Контроль ослаблен,  ребенок  предоставлен  сам себе в выборе компании,  принятии решений.
Сами подростки  оптимальной  моделью  воспитания считают демократичное воспитание, когда нет превосходства взрослого.
Аномалии личностного развития подростков
Подростковый возраст  –  манифестация  тех аномалий личностного развития,  которые в дошкольном периоде существовали в  латентном  состоянии.  Отклонения  в поведении свойственны почти всем подросткам.  Характерные черты  этого  возраста  - чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек,  снижение самооценки.  У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога.
Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные.  Эмоциональные преобладают у девочек.  Это  депрессия,  страхи  и тревожные состояния. Причины обычно социальные. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у  мальчиков.
Кризис юношеского возраста
Кризис юношеского возраста напоминает кризисы 1  года  (речевая  регуляция  поведения) и 7 лет (нормативная регуляция).  В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения.  Если человек научится объяснять, а следовательно,  регулировать свои действия,  то  потребность  объяснить свое  поведение  волей-неволей  приводит  к  подчинению этих действий новым законодательным схемам.
У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения,  раздумья,  мешающие его активной деятельной позиции.  Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм  (относительность всех ценностей).

Рекомендации педагогам для повышения результативности процесса перевоспитания трудного подростка


Эффективность перевоспитания зависит от того, обеспечены ли необходимые для него условия:
1. Единство педагогических влияний. Когда нет согласия между всеми сторонами, участвующими в перевоспитании (педагоги, педагог-психолог, социальный педагог, родители), нет единства требований в детском коллективе, перевоспитание невозможно.
2. Наличие сплоченного детского коллектива, с которым трудный подросток связан системой личностных отношений. Высокая результативность коррекции поведения трудновоспитуемых зависит не только от педагога, но и от всего детского коллектива, уйти из поля зрения которого невозможно.
3. Наличие деятельности, в которой трудный подросток может утвердить себя с положительной стороны, как в глазах сверстников, взрослых, так и в собственных. Кстати, многие ученые-криминалисты связывают падение нравов у некоторой части современной молодежи с проблемой досуга. Это указывает на необходимость и значение целенаправленного воспитания у трудновоспитуемых подростков общественно полезных потребностей, интересов и привычек не только в сфере учебы, но и в сфере досуга.
4. Эффективностью перевоспитания и воспитания является использование школой огромных воспитательных возможностей семьи, согласованность действий учителей и родителей, стремление к общению-диалогу.
В процессе воспитания и перевоспитания весьма существенную роль играет педагогический оптимизм, проектирование положительного развития детского коллектива и каждого ребенка. Здесь неукоснительно надо соблюдать следующие правила оптимистического отношения, которые охотно поддерживают и родители:
1. Кто не любит детей, свою работу, тот не имеет шансов на успех, на счастье творческого труда с детьми.
2. Меньше замечаний и раздражающих интонаций, больше приемов, побуждающих к самоанализу и самооценке.
3. Нельзя воспитывать на крике, приказе и оскорблении. Главный показатель качества воспитания — «непуганые дети». Недостатки учащихся должны вызывать у педагогов не озлобление, а озабоченность.
4. Учитель обязан быть щедрым на похвалу и скупым на порицание. Порицание должно звучать оптимистично, включать в себя элементы личного огорчения педагога и его веры в будущие успехи ученика. Добрыми к детям должны быть и родители.
5. Надо верить в ученика. Особенно же следует доверять коллективу. Лучше ошибиться в доверии, чем оскорбить детей недоверием.
Индивидуальный подход к трудному ученику. Мастерство перевоспитания включает в себя следующие составные элементы:
Научное педагогическое мышление, позволяющее правильно ориентироваться в самых сложных педагогических ситуациях, быстро намечать ведущую воспитательную задачу, определить совместно с психологом эффективные меры воздействия, использовать возможности школы, семьи, детского коллектива и побуждать воспитанника к самовоспитанию.
Высокую педагогическую эрудицию и психологическое чутье, которое необходимо для выяснения причин трудновоспитуемое, понимания особенностей поведения ученика в различных ситуациях.
Педагогический такт и педагогическую этику, благодаря которым складываются нормальные отношения с детьми, становятся возможным воспитание, самовоспитание, нормализация детской среды и успешное устранение причин трудновоспитуемости.
Развитые организаторские способности, позволяющие привлечь коллег, родителей и детский коллектив к перевоспитанию трудных подростков, использовать воспитательные возможности общественной системы.
Методику и стиль воспитания, выработанный учителем на основе своего опыта. Этот компонент педагогического мастерства особенно важен.
Вверх

Памятка для педагогов «Профилактика суицидального поведения»


«Поверьте в то, что жизнь стоит того,
чтобы ее прожить,- и Ваша вера
поможет этому факту  свершиться».
Уильям Джейм
Роль педагога в работе с суицидальными детьми
Многие будут правы, если скажут: такие дети нуждаются в помощи специалистов. Нагружать неискушенного педагога работой с суицидентами - значит поставить его в сложную ситуацию: помочь нужно, но нет необходимых знаний. Начнем с того, что отведем педагогу свою роль в работе с такими подростками. Эту роль можно обозначить так: помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика.
Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что часто общаясь с ребенком, он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность. Педагог может обратить внимание педагога-психолога, школьного врача, родителей, администрации школы на этого подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста.
Даже такая роль педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла.
Факторы риска, подталкивающие ребёнка и подростка к самоубийству
- Жестокое  обращение окружающих
- Нарушенные отношения в семье, стремление любыми средствами создать впечатление гармонии; ориентация на внешнее соблюдение общепринятых норм; повышенные и непоследовательные требования к детям с полным равнодушием к их проблемам и нежеланием помочь; практика унизительных и жестоких наказаний; полная неспособность родителей оказать ребёнку поддержку.
- Проблемы в школе.
- Неразделённая любовь.

Признаки, предупреждающие о возможности суицида:

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков.
Словесные признаки. Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
1.    Прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не
могу так дальше жить».
2.    Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого
проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».
3.    Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки
1.   Раздавать    другим    вещи,    имеющие    большую    личную    значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении: стать неряшливым, пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать     общения     с     одноклассниками;     проявлять    раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении; замкнуться от семьи и друзей; быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
3.   Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Ситуационные признаки. Человек может решиться на  самоубийство, если:
•    Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга),
чувствует себя отверженным.
•    Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях
с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная
проблема).
• Ощущает    себя   жертвой    насилия   -   физического    сексуального   или
эмоционального.
•    Предпринимал раньше попытки суицида.
•    Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
•Слишком критично настроен по отношению к себе.
Если замечена склонность школьника к самоубийству,
следующие советы помогут изменить ситуацию.
1.    Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка (агрессивность, гнев,   нервозность, замкнутость, невнимательность). Относитесь к этому с терпением, никогда не показывайте своего удивления. Не действуйте вопреки ребенку.
2.    Если ребенок хочет поговорить, найдите время выслушать его. Это не всегда легко сделать, и все же попытайтесь. Объясните ребенку, что вы хотите поговорить с ним, выберите удобное для этого время.
3.    При разговоре слушайте не только ушами, но и глазами, сердцем. Приложите  все  усилия,  чтобы  понять проблему, скрытую за словами.
4.    Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация острее, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
5.    Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности,  но  при этом не помышлять  о  самоубийстве.  Часто человек,   недавно   находившийся   в   состоянии   депрессии,   вдруг   начинает бурную,    неустанную    деятельность.    Такое    поведение    может    служить основанием для тревоги.
6.    Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и
жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать
волю чувствам,  скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в
состоянии глубокой депрессии.
7.    Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт
показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад
возможности открыто высказать свои проблемы.
8. Воздерживайтесь от осуждения, агрессивности, жестокости по отношению к ребёнку. Но одновременно воздерживайтесь от чрезмерного сочувствия, жалости к нему.                   
9. Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания.
10. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, священников, к которым можно обратиться.
11. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.
Присмотритесь и выслушайте ребёнка!
Покажите ему, что жизнь прекрасна!
Помните, что из каждой тяжёлой ситуации есть пути выхода!
Вверх

Алгоритм организации деятельности классного руководителя по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних


наличие нормативно-правовых актов, законодательных документов
(Закон «О правах ребенка», Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Декрет №18 и т.д.)
|
изучение жилищно-бытовых условий учащихся на дому,
морально-психологического климата семьи
|
изучение социальной среды ребенка
|
диагностика проблем класса, семьи, адаптации, поведения в социуме
|
создание аналитического банка данных, социально-педагогического паспорта
|
обеспечение педагогической поддержки учащихся
|
пропаганда положений и принципов Закона «О правах ребенка»
|
привитие правовой культуры учащимся, родителям, соблюдению правовых норм через создание совета единомышленников, комиссий по разрешению споров, выработку Кодексов чести, Деклараций, Конституций класса и т.д.
|
профилактическая работа по предупреждению асоциального поведения, социального сиротства
|
организация и проведение просвещения родителей класса через активные формы работы (клубные объединения, мастерские общения, студия для родителей, тренинговые, развивающие занятия, ролевые и деловые игры, занятия по коррекции детско-родительских отношений, и т. д.)
|
организация совместных мероприятий детей и родителей в классном коллективе
|
пропаганда лучшего семейного опыта через выпуск бюллетеней, газет, творческих выставок
|
посещение детей на дому, организация мини-педсоветов на дому
|
подготовка материалов на совет профилактики



Translate

Наша гордость
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Нас посетили
Мы в соцсетях

Время загрузки: 0.04 секунд 715,968 уникальных посетителей